Образовавшаяся в результате гидролиза едкая щелочь, по этим представлениям, омыляет жиры, содержащиеся в загрязнении, которые вследствие этого превращаются в растворимое мыло и легко удаляются с волокон ткани водой. Удаление же твердых минеральных частиц грязи, освободившихся от связывавшего их жира, происходит значительно легче, чем зажиренных.
Преимущество мыльных растворов в сравнении с растворами чистых едких щелочей этой теорией объяснялось тем, что мыльные растворы дают возможность в течение всего моющего процесса поддерживать постоянную, небольшую концентрацию свободной едкой щелочи в моющем растворе, достаточную для омыления жировых загрязнений, но еще не проявляющую вредного действия на отмываемую поверхность (ткань, кожа).
Соотношение между количеством гидролизованного и негидролизованного мыла в водном растворе определенной концентрации всегда постоянно. Если искусственно нарушить это соотношение, это установившееся равновесие образовавшихся компонентов, например путем удаления хотя бы части щелочи, то сейчас же вновь начнет образовываться щелочь за счет дальнейшего гидролиза мыла.
Несостоятельность теории Берцелиуса была установлена русским ученым Н. Грабовским в работе «К вопросу о действии мыла при мытье», опубликованной Казанским университетом в 1875 г.
Одно из доказательств непригодности гидролитической теории состоит в том, что концентрация щелочи, выделяемой при гидролизе мыла, недостаточна для омыления жировых загрязнений. Кроме того, образовавшиеся в результате гидролиза свободные жирные кислоты легче реагируют со щелочью, чем жиры, содержащиеся в загрязнениях, и, таким образом, неясно, почему свободная щелочь, образующаяся при гидролизе мыла, будет омылять жировые загрязнения. С точки зрения этой теории невозможно также объяснить и отмывание мылом не жировых — минерально-масляных загрязнений, не способных к омылению.
В явном противоречии с гидролитической теорией находится способность некоторых новых синтетических моющих средств отмывать жировые загрязнения в нейтральной и даже кислой среде, часто при полном отсутствии гидролиза,
Здесь следует заметить, что щелочь в водном растворе сама по себе по отношению к таким химически инертным загрязнениям, как, например, сажа, минеральные масла, не обладает моющим действием. Отмывание же жировых загрязнений одними щелочами в значительной степени обусловлено образованием при этом некоторых количеств жирового мыла.
Современные представления о моющем действии мыла
Дальнейшие представления о моющем действии мыла основывались на его способности образовывать пену, которая при мытье как бы снимает с отмываемой поверхности частицы грязи. Полезная роль мыльной пены в моющем процессе является несомненной. Однако по современным теоретическим взглядам моющий эффект не может быть объяснен одним только ценообразованием. В самом деле, в настоящее время известен ряд веществ, способных образовывать большое количество пены и в то же время не обладающих моющим действием. С другой стороны, известно также много веществ, моющая способность которых достаточно велика, но которые почти не образуют пены; таково, например, мыло из касторового масла.
Некоторые авторы объясняли моющее действие жирового мыла только его способностью растворять жировые и маслянистые загрязнения и удалять их с отмываемой поверхности путем эмульгирования, т. е. раздробления и распределения в виде мельчайших капель в водном растворе. И эти представления, освещая только одну из сторон моющего процесса, не вскрывают всего многообразия явлений, обусловливающих моющий эффект.
Более поздние теории также односторонне объясняли действие мыла различными физико-химическими явлениями, существующими как бы независимо, в отрыве один от другого, и полностью не раскрывали картину моющего процесса.
Во многих сферах бизнеса наработка базы постоянных клиентов и информация об их предпочтениях крайне важны. Помочь в этом деле могут современные технологии учета и идентификации. А именно, раздача персональных карточек людям. Надо лишь обратиться в контору, занимающуюся изготовлением пластиковых карт и сделать заказ на небольшую пробную партию. А дальше посмотреть как оно пойдет, будет ли толк в бизнесе от такого подхода. Станут ли клиенты более лояльны. Насколько много статистической информации по покупкам удастся получить.